В рамках 20-летия Российского исламского института в конференц-зале мечети «Аль-Марджани» состоялось расширенное заседание Совета по исламскому образованию. В мероприятии приняли участие начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Администрации Президента России по внутренней политике Евгений Еремин, помощник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Олег Серёгин, заместитель муфтия РТ по работе с мухтасибатами Мансур хазрат Джалялетдинов, а также руководители ведущих мусульманских вузов страны. Заседание прошло под руководством председателя Совета – заместитель муфтия РТ по образованию, ректора РИИ и БИА Рафика хазрата Мухаметшина. Приветствуя участников мероприятия, он отметил, что на сегодняшний день Совет по исламскому образованию имеет концептуальные документы, на которые могут опираться мусульманские образовательные учреждения. Одним из основных документов является Концепция развития исламского образования в России.
В своем выступлении Рафик хазрат также подчеркнул необходимость введения образовательных стандартов для средних и высших исламских учебных заведений по всей Российской Федерации. Он напомнил, что образовательный стандарт среднего профессионального религиозного мусульманского образования был сначала апробирован в Республике Татарстан и принят Советом по исламскому образованию на федеральном уровне. Кроме того, утверждены образовательные стандарты высшего профессионального религиозного мусульманского образования по программам бакалавриат и магистратура, которые реализуются в РИИ и БИА соответственно.
– Все 9 медресе в Татарстане работают на основе единого образовательного стандарта. ДУМ РТ ежегодно проверяет, как данный стандарт применяется. Если не хватает учебников, муфтиятом издается учебная литература. Но, к сожалению, стандарты функционируют не во всех регионах России – посетовал заместитель муфтия РТ по образованию. – Безусловно, работать без стандартов легче, ведь они требует подготовку высококвалифицированных специалистов, которые отвечают соответствующим требованиям. Выпускники должны обладать определенными профессиональными компетенциями. Если не работать по стандартам, исламские вузы и средние учебные заведения станут курсами! – подчеркнул Рафик хазрат. Он порекомендовал руководителям ведущих мусульманских вузов страны также взять в работу эти стандарты и отметил, что Совет готов оказать методическую и консультативную помощь в этом направлении, а также обеспечить необходимыми учебниками.
По словам Рафика хазрата, в целях создания единого информационного и образовательного пространства для членов Совета по исламскому образования, функционирует два сайта – islamobr.ru и медийный портал «Muslim media». Также Совет издает международный рецензируемый научный журнал «Minbar. Islamic Studies» («Минбар. Исламские исследования»), посвящённый изучению важных аспектов ислама и исламского мира. Журнал создаёт пространство для публикации и обсуждения результатов оригинальных исследований в области истории, психологии и теологии, посвящённых всем аспектам ислама – от возникновения мировой религии до современности.
Фондом поддержки исламской науки, культуры и образования через Совет по исламскому образования были выделены гранты для молодых выпускников мусульманских учебных заведений России. Также финансовую поддержку получили преподаватели данных образовательных учреждений.
Начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Администрации Президента России по внутренней политике Евгений Еремин отметил, что создание многоступенчатой системы развития исламского образования находится во внимании самого Президента РФ Владимира Путина. По его словам, Администрация Президента РФ рассматривает Совет по исламскому образованию как главный орган, который был создан ради того, чтобы сделать систему исламского образования конкурентоспособной, высокопрофессиональной, а самое главное – воспитывающей патриотов России. Эта та организация, которая является основным партнером государства в развитии системы исламского образования, подчеркнул Евгений Еремин.
- Одной из главных целей системы исламского образования в России призвано стать формирование определяющего массива религиозных служителей, образованных, воспитанных в лучших патриотических и исторических традициях отечественного ислама, имеющих конкурентоспособную каноническую подготовку и способных обеспечить стабильность развития исламского сообщества в условиях современного многоконфессионального и многонационального государства. Нам нужны знатоки Куръана, которые могут толковать Священную книгу в светском обществе нашего государства, – подчеркнул представитель Администрации Президента РФ.
На заседании также были заслушаны доклады проректора по учебной работе Казанского исламского университета Рустама Нургалеева, директора Уруссинского медресе «Фанис» Марата Марданшина и др.
Ежегодно в республике Татарстан, считающейся флагманом российского исламского образования, на примечетских курсах в среднем обучается до 30 тыс. людей. Свыше 1400 преподавателей дают им знания по основам ислама. В Татарстане функционируют 9 медресе, Российский исламский институт и Болгарская исламская академия, в которых трудится 220 преподавателей и обучается свыше 4000 шакирдов. Все религиозные учебные заведения ведут свою деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан. С открытием Болгарской исламской академии система религиозного образования Республики Татарстан окончательно сформировалась, как четырехступенчатая: примечетские курсы – медресе – институт – академия.
Учитывая необходимость в повышении уровня развития религиозного образования в Татарстане, эксперты ДУМ РТ совместно со специалистами РИИ, АН РТ, Министерства образования и науки РТ объединились в методический союз и разработали “Стандарты среднего профессионального религиозного образования”. Стандарты успешно прошли экспертизу Минобрануки РТ и стали использоваться с 2015-2016 учебного года во всех медресе ДУМ РТ. При этом Духовным управлением мусульман РТ ежегодно предпринимаются меры по совершенствованию образовательных программ мусульманских учебных заведений. В 2017 году были доработаны “Стандарты среднего профессионального религиозного образования” и “Программы религиозного воспитания”. В целях реализации этих документов были подготовлены свыше 50 наименований книг и учебников.