Для слабовидящих

МАСТЕР - КЛАССЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ.

С 1 по 31 марта 2017 г. в Российском исламском институте и Казанском исламском университете проходят мастер-классы по проведению занятий. Проведение мастер-классов становится доброй традицией РИИ и КИУ. Цели проведения методических дней: изучение, обобщение и распространение педагогического опыта среди кафедр; активизация инновационных процессов в образовательной системе; повышения качества образования.

Такие занятия позволяют молодым преподавателям перенять передовой опыт своих более опытных коллег, получить конструктивную критику в свой адрес. Отметим, что подобные занятия проходят ежегодно. От каждой кафедры проводится по одному открытому уроку. Участники самостоятельно формулируют тему урока, занятия, подбирают содержательный, дидактический, демонстрационный материал. В конце открытого занятия педагог проводит его самоанализ, после самоанализа проходит обсуждение занятий с участием представителей учредителя, специалистов учебного отдела и преподавателей РИИ и КИУ.

Первый в нынешнем году урок педагогического мастерства успешно провела доцент кафедры гуманитарных дисциплин РИИ, кандидат филологических наук Резеда Сафиуллина-Аль Анси. Урок проходил у студентов 1 курса направления «Теология» по дисциплине «Введение в специальность».

С таким же успехом прошли уроки доцента кафедры исламской экономики и управления РИИ, кандидата географических наук Биктимирова Нияза Миннахматовича; доцента кафедры филологии и страноведения РИИ Омри Акилы; заведующего, доцента кафедры татарского языка и национальной культуры РИИ, кандидата исторических наук Гимазовой Рафили Альмарисовны; старшего преподавателя кафедры религиозных дисциплин РИИ Юсупова Рафика Рафаэльивича, доцента кафедры религиозных дисциплин КИУ, кандидата исторических наук Шагавиева Дамира Адгамовича.

Присутствующие преподаватели, представители учебного отдела особенно отметили урок Шагавиева Дамира Адгамовича.

Заведующий учебным отделом Н.А. Гиззатуллина

Представляем вашему вниманию мнение начальника отдела науки и образования Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) А.А. Карибуллина по поводу проведенного урока.

Открытый урок по дисциплине «Религиозные течения ислама»

Открытую лекцию презентовал доцент кафедры религиозных дисциплин Казанского исламского университета Дамир Адгамович Шагавиев (Саид устаз).

Урок начался с повторения пройденного материала. Тема урока была посвящена религиозному течению ваххабитов, в частности их отношению к таким явлениям, как табаррук и тавассуль.

Преподаватель сначала расспросил студентов о предыдущем занятии, главной особенности ваххабитского течения в разделе вероубеждений. Студенты рассказали о трех категориях единобожия (таухид) в учении ваххабитов, затем преподаватель попросил ответить о последствиях этого разделения для мусульманской уммы. Одни мусульмане стали уничтожать других по причине того, что считали остальных вероотступниками, потому что те нарушили одну из категорий единобожия по их мнению. Таким образом Саид устаз подвел их к теме сегодняшнего урока, связав отрицательное отношение ваххабитов к тавассулю и табарруку с последствиями их особого учения о единобожии.

Преподаватель, с помощью наглядных материалов (слайд-презентация) напомнил студентам о значимых для мусульманской уммы местах в Аравии, о реликвиях, связанных с жизнью Пророка Мухаммада (мир ему) и его сподвижников (сахаба). Напомнил и о мавзолеях сподвижников в Медине, и о доме Пророка (мир ему) в Мекке, которые на сегодняшний день не сохранились, а были разрушены стараниями поборников течения аль-ваххабиййа. Затем, в рамках лекции, были разъяснены актуальные вопросы «табаррука» и «тавассуля» с точки зрения ученых «ахль ас-сунна валь-джамаа». В частности хазрат подтвердил, что все ученые (в том числе и ваххабитские) разрешают «табаррук» реликвиями Пророка Мухаммада (мир ему). Хазрат приводил цитаты в качестве доводов из Кувейтской энциклопедии фикха, авторитетного труда, составленному факихами со всего исламского мира, а также из ханафитского сборника фетв «аль-Фатава аль-Хиндия»).

Табаррук – это снискание утверждения божественного блага в определенной вещи. Мусульмане еще со времен саляф дотрагивались, например, до могил пророков и праведников для снискания божественной благодати, а имам Ахмад считал это желательным действием, как сообщается в достоверных ривайатах.

Тавассуль – это, когда в мольбе обращаются к Аллаху через Пророка Мухаммада (мир ему): «О Аллах я прошу Тебя ради Пророка (мир ему)» или «О Аллах я прошу Тебя Пророком (мир ему)» или «О Аллах я обращаюсь к Тебе отношением к Пророку (мир ему)»...

Саид устаз привел мнение «джумхур» (большинства исламских ученых) о том, что тавассуль через посредничество Пророка Мухаммада (мир ему) разрешается в независимости от того, жив ли, или покинул этот мир. Устаз так же подчеркнул, что авторитетные ученые хадиса, как имамы Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Хаджр аль-Аскаляни и другие приводят ривайаты о практике тавассуля во времена сахаба при жизни и после смерти Пророка (мир ему). Саид устаз отметил, что и в наследии татарских богословов встречается тавассуль, в частности был приведен фрагмент из книги «Гыйбадат исламия» Ахмад Хади Максуди.

В конце урока устаз закрепил пройденный материал путем контрольных вопросов, дал домашнее задание и сделал дуа.