Медресе, да и в целом мусульманское образование в Татарстане имеет многовековую историю. Наверно одним из важнейших вопросов являются то, каким должно быть религиозное образование, а соответственно вытекающий вслед за ним другой вопрос «каким должно быть современное медресе?». Поиском ответов на эти вопросы занимались религиозные мыслители XIX-XX вв. Кто-то видел медресе сугубо религиозным, а кто-то с преобладанием светских предметов. Мозговой штурм об этом начался еще во второй половине XIX века. Первоначально оно было выражено в противостоянии метода «кадим» и «джадид». «Джадиды» применяли звуковой метод при обучении, потом стали вводить новые программы с изучением светских предметов. Кстати, программы по дисциплинам тоже можно считать их новшеством, так как в кадимитских медресе обучение шло не по истечению определенного времени, а по уровню прохождения определенной книги. Вопрос этот остается открытым даже сегодня. Если же мы рассмотрим сам термин «джадидизм» По мнению ученого Р.М. Мухаметшина, термин «джадизим» можно трактовать по разному, кто-то пытается применить данное понятие к реформаторству (ислах) в сфере религии, кто-то как модернизм или совершенствование в сфере мусульманского образования. Здесь все же более подходит третий вариант. Это также объясняется тем, что такие личности как Зайнулла ишан Расулев, критически относившийся к реформаторским проявлениям, применил новую методику обучения в своем медресе «Расулийа».
Если мы обратимся к истории, то увидим, что процесс внедрения в религиозные учебные заведения светских предметов было явлением вынужденным и востребованное данным временем. Как известно, в царское время, империя держало под особым контролем медресе, а национальные школы светского характера татарам открывать не разрешалось. Этот факт являлся своего рода ответом мусульманского сообщества России на запросы нового времени. Но в наше время такую функцию на себя взяли мектебы (школы и гимназии). Так что потребность в этом отпала само собой. В медресе уже приходят после завершения обучения в школе. Однако, если будущий имам должен отвечать запросам современного общества, возникает потребность в преподавании значимых предметов для работы с обществом например как психология, педагогика и социология.
Когда исследователи изучали «джадидизм» и «кадимизм», то второй практически всегда проигрывал первому. О нем писали, что это самое худшее образование, схоластика, которая мешает прогрессу ислама и т.д. Да и сейчас многие подвержены данному стереотипному мышлению. Хотя кадимизм в системе образования содержал много принципов, лежащих в основе современных педагогических и образовательных инноваций. Например, Д.С. Мухаметзянова считает, что кадимитские медресе уже изначально в своей основе содержат элемент для дальнейшего самообразования личности. И действительно, Ш. Марджани, Г. Баруди, Р. Фахретдин и др. проходили обучение в кадимитских медресе. Срок обучения Р. Фахретдина в деревенском старо-методном медресе составляет свыше 20 лет. Итогом такого длительного обучения и параллельного преподавания, служило превосходное знание основной базы исламских знаний, арабского и персидского языков. Практически все татарские ученые-богословы 19 века обучались в кадимитских медресе. Есть даже высказывание одного европейского ученого относительно системы мусульманского образования в Мавераннахре (Средней Азии), а именно о Самаркандских медресе, система которых, по его мнению, являются аналогом нынешней Болонской системы, заимствованное европейцами, т.е. система кадимитских медресе. Критика кадимитских медресе может определяться тем что, она, возможно была направлена на методику преподнесения определенного предмета или урока, но никоем образом не на систему в целом. Да и литературную базу таких медресе в основном составляли классические мусульманские источники. Данное мнение ни в коем образом не говорит о том, что одно из двух перечисленных явлений является худшим, наоборот, у каждого из этих явлений есть свои достоинства, но их нужно рассматривать относительно потребностей своего времени.
Среднеазиатская (или же как ее называют «классическая») система мусульманского образование оказала существенное влияние на мусульман Волго-Уральского региона. Но стоит учесть тот факт, что в конце XIX века, отправившиеся после обучения у себя в медресе, будущие ученые-богословы часто разочаровывались в среднеазиатской системе образования. В частности об этом упоминает Ш. Марджани. Это еще один момент, который говорил о потребности функционирования у татар-мусульман собственной системы мусульманского образования.
На сегодняшний день можно сказать, что в Татарстане (за период 20 с лишним лет) сформировалась своя многоступенчатая система мусульманского образования. Самый основной период осмысления и становления системы мусульманского образования пройден. Однако еще полностью не намечен вектор дальнейшего развития медресе. С каждым годом доля поступающих в медресе растет. Если на 2011-12 учебный год доля учащихся составляла порядка 3200 человек, то на 2012-13 учебный год она составляет уже 3500. Среди этого числа наибольший процент берет на себя заочное и вечернее отделение.
Раньше каждое медресе имело свою определенную специфику. В каком-то медресе были сильны Коранические дисциплины, в каком-то хорошо развито исламское право или тасаввуф. И на сегодняшний день это также будет актуально, если каждое медресе (их в Татарстане 10) будет иметь свою качественную неповторимую специфику, то есть сильную сторону в определенных науках. А для этого требуются квалифицированные кадры. Также не стоит забывать воспитательный аспект в медресе, который дает толчок для дальнейшего духовно-нравственного и интеллектуального совершенствования. В настоящее время существует кадровая потребность в духовенстве и большая потребность у населения в духовной пищи.
Если рассматривать систему в целом то, это происходит следующим образом: начальные примечетские курсы дают базовые знания по основам ислама и готовят их к поступлению в медресе либо делают ликбез. После окончания средне-профессионального медресе шакирд выходит полноценным имамом и идет работать в махаллю или продолжает свое обучение в Российском исламском университете, которое готовит духовную элиту, мусульманскую интеллигенцию и ученых-богословов. Стоит также не забывать, что после 70 лет атеизма прошло совсем немного времени и мы уже за столь короткое время внесли большой вклад в систему мусульманского образования.
КАРИБУЛЛИН А.А.